Лицейские ведомости Эколого-гуманитарная школа-лицей № 73 г.  Барнаула Нет стремления более естественного,
             чем стремления к знанию. М. Монтень
    Начало | Пенаты | Ариаднина нить | > Сто тысяч почему < | Сады Семирамиды | Муза странствий
Начало > Сто тысяч почему > География
География
Информатика

 
Сто тысяч почему

География

Панкратов Сергей Анатольевич,
учитель географии, sergey@schlic73.alien.ru

Телекоммуникационные викторины и олимпиады — как средство для реализации инновационных педагогических технологий.

Компьютерной телекоммуникационной викториной (олимпиадой) называется соревновательная групповая вопросно-ответная игра с использованием E-mail для связи между группами учащимися из различных городов (школ, ВУЗов и пр.).

Целью проведения компьютерной телекоммуникационной викторины (олимпиады) по какому-либо предмету школьной или  вузовской подготовки является улучшение преподавания этого предмета. Это улучшение достигается через:

  • совместное обучение педагогов и школьников методикам коммуникаций с использованием Интернет-технологий при изучении курса географии в школе;

  • стимулирование интереса к изучаемому предмету с помощью компьютерной электронной почты и использования сравнительного аспекта обучения;

  • стимулирование активности и самостоятельности учащихся при подготовке вопросов, в работе с литературой, внеклассной работе;

  • развитие навыков коллективной работы при обсуждении ответов на вопросы соперников;

  • совершенствование письменной речи учащихся;

  • объективный контроль глубины и широты знаний, качество усвоения материала учащимися, объективную оценку педагогом выбранной им тактики и стратегии работы с  классами, методики обучения, выбора предметного содержания.

Задача олимпиад и викторин:

  • Снабдить учителей географии дидактическим материалом, методическими пособиями для проведения школьных олимпиад по географии;

  • Оказать помощь школьникам и педагогам в подготовке к олимпиадам, стимулировать олимпиадное движение за  счет обмена опытом работы учителей географии и школьников, информирования о сетевых информационных ресурсах;

  • Подготовить базу для создания виртуального методического объединения учителей географии на основе постоянно действующего списка рассылки.

Необходимо подчеркнуть, что соревновательная сторона телекоммуникационных викторин имеет вторичное, вспомогательное значение, лишь как средство мотивирования учащихся. Главное назначение телекоммуникационных викторин — служить средством для реализации педагогами-руководителями команд на местах инновационных педагогических технологий, основанных на:

  • продуктивной (а не репродуктивной) деятельности учащихся;
  • педагогике сотрудничества;
  • самостоятельной индивидуальной и групповой работе учащихся;
  • интеграции учебных предметов;
  • глобальном мышлении и видении мира.

Необходимыми условиями проведения телекоммуникационной викторины (олимпиады) является:

  1. Наличие у группы педагогов, администрации учебного заведения заинтересованности во внедрении в практику новых телекоммуникационных методик обучения;
  2. Наличие в учебном заведении точки электронной почты;
  3. Подготовленность группы учащихся, отобранных для участия в викторине, к работе в том или ином текстовом редакторе, знакомство с принципами работы электронной почты, действиями по приему, посылке и  распечатке сообщений.

Одна из возможных педагогических техник при организации класса для участия в телекоммуникационной викторине включает следующие шаги педагога-руководителя команды:

  1. присылает координаторам викторины согласованную с администрацией школы заявку на участие в викторине;
  2. координирует рабочие планы занятий по предмету викторины и по информатике с учетом графика викторины;
  3. разбивает класс на творческие группы по 3-6 человек, дает им установку подготовки к викторине (продумывания приветствия и вопросов);
  4. проводит классную конференцию для обсуждения и отбора приветствия и вопросов викторины;
  5. направляет представителей групп в кабинет информатики для подготовки электронного письма; проверяет и посылает координаторам письмо с приветствием и вопросами (с ответами) от команды;
  6. получает письма с вопросами остальных команд, распространяет вопросы для поиска ответов в группах;
  7. проводит классную конференцию по обсуждению вопросов и ответов на них;
  8. направляет представителей групп в кабинет информатики для подготовки письма с ответами, проверяет и отсылает координаторам ответы;
  9. получает письма с ответами других команд; проводит классную конференцию для обсуждения и оценки ответов других команд, отсылает рецензию ответов координаторам;
  10. получает итоговое письмо викторины, подводит итоги викторины на уроке в классе и знакомит с ним педагогов-коллег и администрацию школы.

Упор делается на коллективное обсуждение и объективную самооценку локальной группой учащихся как своих ответов и ответов соперников на вопросы, так и своих вопросов и вопросов соперников.

Важным условием проведения телекоммуникационной викторины (олимпиады) является соблюдение ее локальными организаторами определенных принципов поведения, своеобразного морального кодекса, требующего

  • оперативности реагирования по электронной почте, строгого соблюдения графика игры и выполнения указаний координаторов;

  • максимальной беспристрастности, объективности локального организатора викторины на всех этапах ее проведения; попытки “помочь” своей команде, “подкорректировать” вопросы или ответы лишает викторину какого-либо смысла;

  • демократичности локального организатора в его работе с участниками викторины; важно постоянно помнить, что его деятельность должна быть направлена на максимальное развитие активности, инициативы и самостоятельности участников викторины.

Несколько лет наша школа-лицей № 73 участвует в телекоммуникационных викторинах и олимпиадах по основным школьным предметам, географии в частности, организованных Академией информатизации Воронежского государственного педагогического университета, Международным Детским Компьютерным Центром ИПС РАН г. Переславля-Залесского, Окружным Методическим Центром СЗУО г. Москвы, при поддержке Российской Академии повышения квалификации работников образования.

География участников охватывает все регионы России — от Карелии до Камчатки и страны СНГ.

Многие школы страны принимают участие в викторинах и дистанционных олимпиадах не один год. Интерес к подобной форме работы постоянно растет. Это видно по возрастающему количеству команд-участниц.

Для участия в викторинах мной привлекаются увлеченные географией дети. Интерес к подобной форме работы проявляется через стремление как можно лучше реализовать свои продуктивные познавательные способности. Соревновательная сторона викторины подчеркивает стремление сделать свою работу как можно лучше, интереснее, отличной от других.

В викторинах и олимпиадах как правило несколько заданий, которые нужно сделать ребятам. Например, конкурс приветствий, где участники должны представить свою команду и рассказать о своем городе, крае. Или конкурс “Анкета региона”, где необходимо было дать характеристику физическим и социально-экономическим особенностям региона команды. А затем в главном конкурсе “Установи соответствие“ нужно было эти характеристики соотнести к командам участникам викторины. Задания, конечно, были в виде загадок. Проведение подобных олимпиад и викторин занимает, как правило, дней 40.

Результатами участия команд нашей школы были — 11, 4 места. В ДООГ-99 (Дистанционной обучающей олимпиаде по географии) мы заняли 10 место из 95 команд-участниц.

Ребята с большим интересом выполняют задания, изучают массу дополнительной литературы, совершенствуют навыки работы с персональным компьютером.

Уже сложилась группа ребят увлеченных географией, которые участвуют в викторинах и олимпиадах из года в год. Безусловно, подобная форма работы расширяет кругозор учащихся, увеличивает коммуникативные возможности и позволяет им лучше ориентироваться в новом информационном пространстве.

Практика работы показывает, что подобная работа с увлеченными детьми значительно расширяет образовательные возможности учащихся. Разнообразие телекоммуникационных викторин, конкурсов, олимпиад позволяет ученикам более широко раскрыть свои способности и увеличить познавательный потенциал.

Конечно не каждая школа имеет возможность выхода в Internet, нет хороших современных компьютеров, модема и, следовательно, входа в РОСА (Региональная образовательная сеть Алтая). Но техническая база школ хоть и медленно, но пополняется, расширяя возможности внедрения инновационных технологий обучения учащихся.

Вверх Начало > Сто тысяч почему > География
Начало | Пенаты | Ариаднина нить | > Сто тысяч почему < | Сады Семирамиды | Муза странствий
    Барнаул © Школа-лицей № 73, 2001
Hosted by uCoz