Лицейские ведомости Эколого-гуманитарная школа-лицей № 73 г. Барнаула Нет стремления более естественного,
             чем стремления к знанию. М. Монтень
    Начало | Пенаты |> Ариаднина нить <| Сто тысяч почему | Сады Семирамиды | Муза странствий
Начало > Ариаднина нить > Гуманитаризация
Начало
Пенаты
Ариаднина нить
Сто тысяч почему
Сады Семирамиды
Муза странствий

 
Ариаднина нить

Пути и проблемы гуманитаризации школьного образования

Бикетова Антонина Алексеевна,
заместитель директора по научно-методической работе

Проблему гуманитаризации школьного образования в школе-лицее № 73 г. Барнаула решаем уже на протяжении десяти лет. Создавая учебное заведение нового типа, пути обновления видим именно в гуманизации и гуманитаризации учебно-воспитательного процесса, т. е. построение образования не на объяснении-трансляции готовых знаний, а на создании условий для самореализации и саморазвитии учащихся через совместный поиск истин.

Считаем, что процесс гуманитаризации начинается с формирования особой атмосферы, лицейского духа, гуманистического стиля обучения и взаимодействия. Это выражается преемственностью в обучении, воспитании и развитии и осуществляется программой “детский сад — школа-лицей — Вуз” и имеет следующее наполнение: программа Занкова Л. В. в начальной школе, лицейское наполнение и внедрение в учебный процесс исследовательских умений в среднем звене, лицейские программы, научное общество учащихся в старших классах, психологизация образования через программы “Введение в школьную жизнь”, “Знакомая незнакомка”, “Человек и мир: познание, взаимодействие, отношения”, “Сотвори себя”, “Психология общения”, “Психология семейной жизни”.

Большую роль в решении этих задач играет воспитательная система лицея. Цель воспитания мы определили так: формирование потребности учащихся в самовоспитании, самоактуализации. Для достижения цели используем систему сопровождения, состоящую из следующих направлений: научить учиться, научить общаться, научить заботиться о своем здоровье, дать профессиональные навыки.

Эти направления разрабатывает психологическая лаборатория, социальный педагог, методический совет, заместитель директора по науке, которые выстраивают мониторинг с учителями и учащимися.

В работе с учителями разработана программа “Самоактуализация, самоопределение и самооценка педагогической деятельности”. Мы подошли к поиску личных мотивов усвоения знаний, исследованию возможностей ученика для его успешного обучения.

Одним из важных аспектов в воспитательной системе являются школьные традиции: ежегодно проводится праздник лицеистов, на котором происходит посвящение в лицеисты новых поколений учеников, исполняется гимн, произносится клятва и воспеваются науки, которые изучают в лицее; проводятся конкурсы “Лучший класс года”, “Лучший ученик года”, “Самый классный классный”; праздник “Умники и умницы”.

Гуманитарную образовательную среду формируем через законотворческую деятельность учащихся, учителей и родителей, которую возглавляет социальный педагог. Так в школе действует “Свод законов, регламентирующих систему взаимоотношений по реализации Главной Заповеди “Получение знаний в школе-лицее № 73”. Он состоит из нескольких разделов, среди них “Детские права”, “Поощрение и наказание”, “Обязанности родителей”.

Раздел “Деятельность учителя, заслуживающая поощрения”, является документом, который действует внутри школы и служит основой для оценки профессионального роста, квалификации, подбора и расстановки педагогических кадров, аттестации учителей.

Гуманитаризация преподавания всех предметов, в первую очередь проводится через гуманитарный цикл: языки, литература, история, искусство, а так же естественно-матаматических, технических дисциплин.

  • Инновационным в преподавании гуманитарных дисциплин мы считаем устремление к преподаванию словесности. Под этим мы понимаем союз лингвистического и литературного наполнения через комплексный анализ текста, что способствует формированию художественного вкуса, устремляет к истокам мировой художественной и русской культуры. Эта работа ведется под руководством профессора АГУ д. ф. н. Голева Н. Д. На базе школы-лицея № 73 совместно с АКИПКРО и АГУ проведены два краевых семинара по темам: “Тестирование на основе комплексного анализа текста” и “Технологии развития эстетического языкового чувства у детей”.

  • Изучение иностранных языков (английский и немецкий) осуществляется по расширенным программам с использованием коммуникативных технологий и проектов. В основе своей направленно на единство страноведческого и регионального образования через три блока: “Я и мое окружение”, “Моя Родина”, “Страны изучаемого языка” и решает задачу приобщения школьников к национальной и мировой культуре, а также приближения их образовательного уровня к европейскому стандарту. Жмакина А. Ф., учитель немецкого языка, получила квалификацию модератора на занятиях Российско-Германской программы “Гуманизация преподавания иностранных языков”, успешно использует полученный опыт психолингвистических технологий и обучает приемам, методам коллег по методическому объединению школы.

  • Пятый год используем в УВП компьютерные коммуникации, создавая ими предпосылки для эффективной интеграции содержания образования, формирования у учащихся целостного понимания изучаемого предмета или явления, а также объединения педагогов разных дисциплин в творческий поиск. Руководит этой работой учитель высшей категории Бычков А. В. Телекоммуникационные конкурсы, викторины, олимпиады, Роботландский Университет, электронная почта формируют творческую самодеятельность учащихся. Информационные технологии: телеконференции, электронная почта, списки рассылок постепенно внедряются в образовательный процесс, используются учителями и администрацией в работе.

Наработками по проблеме гуманитаризации мы делились на разных уровнях: краевой семинар для организаторов и директоров школ по реализации программы “Путешествие к истокам” (1998 г.); ежегодный прием магистров из БГПУ; “Гостиная” для директоров района (2000 г.); участие в региональных конференциях в городе Бийске (2000, 2001 г.).

Построение образования на принципах гуманизма и гуманитарного подхода сталкивается с рядом труднорешаемых проблем:

  • сам учитель, с трудом преодолевающий традиционные подходы в обучении;

  • скудность материальной базы для развития информационных технологий;

  • воспитание родителей, понимание ими процесса формирования личности ребенка в семье;

  • гуманитаризация естественно-математических дисциплин.

Вверх Начало > Ариаднина нить > Гуманитаризация
Начало | Пенаты | Ариаднина нить | Сто тысяч почему | Сады Семирамиды | Муза странствий
    Барнаул © Школа-лицей № 73, 2001
Hosted by uCoz