Проект "Параллельная структура
школьного курса раннего информатического образования,
вузовского курса проектирования информационных технологий и курса переподготовки учителей с ориентацией на национальную лексику учебных программно-методических систем"


            Кнопка Подготовительные этапы

            Кнопка Реализационные этапы

            Кнопка Аналитические этапы


В равной мере актуальны три проекта в области информатизации образования.

Первый из них - создание курса раннего информатического образования в общеобразовательной школе, который предназначен сформировать у школьников стиль мышления, адекватный требованиям современного информационного общества. В числе необходимых условий реализации, систематического функционирования и непрерывного совершенствования такого курса - вузовская подготовка квалифицированных кадров, владеющих методикой преподавания курса информационной культуры и технологиями проектирования необходимых для этого прог раммно-методических систем.

В связи с этим актуален второй проект - создание и внедрение вузовского курса "Технология проектирования учебных программных средств" для студентов-информатиков, выбравших в качестве специализации проектирование учебного программного обеспечения для начальной школы.

Не менее важен третий проект - создание и внедрение курса для студентов-педагогов, которым после завершения педвуза (педучилища) предстоит работать в начальной школе, внедряющие новые информационные технологии в учебный процесс. Такой курс может быть предложен и действующим учителям в рамках их переподготовки или повышения квалификации (на семинарах ИУУ или ИПКПРО).

Главная задача предлагаемого исследования - органическая композиция трех перечисленных проектов с целью повышения эффективности педагогического процесса. В общеобразовательной школе, являющейся базовой экспериментальной площадкой, проводятся систематичес кие занятия по курсу информационной культуры на базе современного кабинета информатики. На всех (или выделенных) уроках по этой дисциплине присутствуют студенты или учителя, слушающие курсы по технологии проектирования или методике учебного использования программных средств.

Обсуждение методики таких регулярно открытых уроков и адекватности используемых программных средств поставленным педагогическим задачам составляет содержание семинарских занятий на студенческих (учительских) курсах. Ассистирование в ходе подготовки и проведения уроков составляет часть практических студенческих (учительских) работ.

Основой для такого комплексного исследования могут стать разработки группы, руководимой доктором пед. наук, профессором Первиным Ю.А., в которых предложены и реализованы курс раннего обучения информатике "Роботландия" и непрерывный курс школьного информатического образования "Информационная культура". Оба курса имеют в своем составе:

Вместе с тем, новые условия реализации курса, а также ориентация на обновление технических средств делают актуальной разработку дополнительных программных систем. К таким разработкам предлагается пригласить программистов и методистов предприятия "Роботландия", которое специализируется на разработке программно-методических систем для начальной школы и может стать центром стажировки и производственной практики университетских студентов-информатиков.

Главной перспективной целью предлагаемого педагогического эксперимента является постепенный перевод учебного процесса в начальной школе на национальную, казахскую лексику. Переход к национальной лексике включает:

Технической базой предлагаемого проекта должен стать защищенный кабинет информатики, имеющих набор компьютерных средств:

Оригинальное оснащение кабинета должна составить специально заказываемая мебель с легко регулируемой высотой столов и стульев, поскольку один и тот же кабинет предполагается для использования учащимися начальной школы, студентами и взрослыми слушателями (в том числе, одновременно). В таком специальном заказе желательно учесть пожелания эргономистов. Один из косвенных результатов исследования должны послужить заключения и рекомендации по тиражированию многоцелевых учебных кабинетов информатики. Многочисл енные современные учебные заведения как основного, так и дополнительного образования испытывают ныне потребность в подобных проектах.


Основные этапы проекта.

В разработке и внедрении проекта выделяются две очереди. Первая из них выполняется по-русски профессорско-преподавательским составом, осуществляющим проект; вторая, со смещением на один год - ассистирующими преподавателями на родном языке.


I. Подготовительные этапы.

1. Формирование и синхронизация учебных программ и их утверждение Ученым Советом университета Алма-Аты:

август 1998

2. Формирование и синхронизация учебной программы семинара переподготовки учителей начальной школы и ее утверждение в городском отделе образования администрации Алма-Аты и Республиканском институте повышения квалификации учителей. август 1997

3. Формирование контингента учащихся, студентов и учителей к 1998-1999 учебному году.

май 1998

4. Формирование и обоснование предварительного перечня дополнительных программных продуктов, необходимых для реализации проекта.

июнь 1998

5. Разработка (или адаптация) и издание (или закупка) учебников, пособий и методических материалов для 1-6 класса по курсу информационной культуры в базовой школе.

июль 1998

6. Разработка, отладка и документирование оригинальных программных средств. Разработка казахской версии учебного программного обеспечения для 1-7 классов.

декабрь 1998

7. Проектирование и создание инфраструктуры кабинета информатики:


II. Реализационные этапы. 1998 сентябрь

1. Постановка курса информационной культуры в экспериментальной школе силами профессорско-преподавательского состава разработчиков проекта

2. Постановка курса технологии проектирования учебных программных средств в университете Алма-Аты.

3. Постановка курса методики раннего обучения информатике для учителей начальной школы

1999 сентябрь

4. Продолжение курса информационной культуры во втором и шестом классах силами профессорско-преподавательского состава разработчиков проекта.

5. Повторение курса для нового набора учащихся первого и пятого классов силами ассиструющих преподавателей.

6. Подготовка рукописи (февраль), утверждение на Ученом Совете университета (март) и издание (август 1999) учебника по вузовскому спецкурсу "Технология проектирования учебных программных средств".

7. Подготовка рукописи (февраль), обсуждение на Совете Республиканского института повышения квалификации учителей (апрель) и издание (июль 1999) учебного пособия для семинаров учителей начальной школы.

2000 сентябрь

8. Продолжение курса информационной культуры в 3-4-ых и седьмом классах силами профессорско-преподавательского состава разработчиков проекта.

9. Повторение курса для нового набора учащихся первого и пятого классов и учащихся предшествующего набора силами ассистирующих преподавателей.

10. Разработка рукописи (март) и издание (июнь 2000) учебника и учительского пособия для 5-го класс, не являющегося "точкой входа".

11. Разработка рукописи (март) и издание (июнь 2000) учебника и пособия для 7-го класса.


III. Аналитические этапы

1. Подготовка (октябрь 2000) и издание (декабрь 2000) отчета-монографии о казахском опыте композиции школьного и вузовского курсов информатического образования.

2. Подготовка доклада для международного форума

(вторая половина 2000).

3. Подготовка и проведение республиканской (международной, СНГ) конференции, посвященной опыту композиции школьного и вузовского курсов информатического образования.

вторая половина 2000

4. Защита дипломных работ студентов-информатиков университета Алма-Аты по тематике проекта.

июнь 2000

5. Формирование контингента соискателей и аспирантов по методике раннего информатического образования на родном языке, тематики и плана подготовки диссертаций

апрель 2000.

В состав предлагаемого исследования предлагаются методические и программные разработки, охватывающие 1-й-7-й классы общеобразовательной школы.

Вслед за постановкой и реализацией школьного курса в седьмом классе (впервые в 2000-2001 учебном году) можно воспользоваться существующими сейчас учебниками для 8-11 классов по курсу информационной культуры, пособиями и программным обеспечением по схеме, описанной здесь для младших классов или поставить вопрос о разработке новых программно-методических систем. Организационные и методические проблемы осуществления курса 8-11 (в том числе, в национально-лексической реализации) могут быть успешно решены сил ами преподавательского персонала, выросшего за годы проведения обсуждаемого эксперимента. Можно предусматривать участие разработчиков на консультационной основе.

Таким образом, учебный процесс в 8-11 классах выносится за временные и финансовые рамки обсуждаемого здесь проекта. Высшее учебное заведение, предлагающее и реализующее проект - Университет Алма-Аты (или педагогический университет).

Методический центр, курирующий переподготовку учителей - Республиканский институт усовершенствования учителей.

База производственной стажировки студентов-информатиков по проектированию учебных программных систем - предприятие "Роботландия".

Экспериментальная учебная площадка - общеобразовательная средняя школа, расположенная в непосредственной близости от университета.

Проект инициирован и проводится под эгидой Отделения информатизации школьного образования Международной Академии информатизации.

Научный руководитель проекта
д.п.н., профессор, академик РАЕН,
президент Отделения информатизации школьного образования
Международной Академии информатизации


Ю.А.Первин

В гостях у Е.Первина-ст.

Hosted by uCoz