ПРОГРАММА КУРСА

"Информационная культура"



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Основная цель курса - формирование молодого поколения, готового активно жить и действовать в современном информационном обществе, насыщенном средствами хранения, переработки и передачи информации на базе новейших информационных технологий. Умея работать с необходимыми в повседневной жизни вычислительными и информационными системами, базами данных и электронными таблицами, персональными компьютерами и информационными сетями, человек информационного общества приобретает не только новые инструменты деятельности, но и, (это главное!) новое видение мира. Культурный уровень такого современного молодого человека характеризует понятие информационной культуры, которая в силу фундаментальности составляющих ее понятий должна формироваться в школе, начиная с первых школьных уроков.

Речь идет об обязательном курсе в общеобразовательной школе. Поэтому в нем исходно отвергается профессиональная ориентация в пользу мировоззренческого направления. С этой точки зрения основной задачей курса признается формирование у учащихся стиля мышления, адекватного требованиям современного информационного общества.

Знания и умения, полученные в курсе, станут арсеналом искусства проектирования в широком смысле этого слова (в отличие от узко понимаемого ремесленнического программирования). Технологии проектирования (и, в частности, конструктивная процедурная технология "сверху вниз") - основная содержательная оболочка многих тем курса в разные годы обучения. Она включает богатый набор комбинаторных и логических задач на выявление закономерностей, инструментарий машинной графики и компьютерной музыки, прикладные задачи подготовки текстов, средства работы с прикладными информационными системами - базами данных, электронными таблицами, компьютерными коммуникационными и настольными издательствами.

Такое насыщенное содержание обучения потребовало взвешенного распределения тем по возрастной шкале школьного образования.

В курсе максимально возможно реализуются коллективные формы обучения (информатизация образования открывает здесь широкие возможности). Одна из задач курса - воспитать ответственность за принимаемое решение перед коллективом. С другой стороны, организация обучения и, в частности, компьютерных упражнений и проектов, показывает ученику возможности черпать значительные ресурсы из коллективного решения задачи.

Компьютер активно присутствует на подавляющем большинстве уроков курса и предстает перед детьми как универсальная информационная (а вовсе не вычислительная!) машина. Место этой машины на уроках информационной культуры не ограничивается функциями дидактического инструмента. Курс высвечивает роль компьютера как инструмента, эффективно совершенствующего и организующего общение людей.

Вместе с тем, технические средства, органически присутствующие в курсе, определяют сферу использования курса: в настоящее время он может быть рекомендован только школам, оснащенным компьютерами (кабинетами информатики) типа IBM PC.

Прямо и косвенно курс обязан работать на гуманитаризацию образования, используя заложенные в курсе богатые возможности развития и совершенствования межпредметных связей. Рассматривая разнообразные информационные процессы, сквозной курс "Информационная культура" изучает структуры литературных и музыкальных произведений, показывает в компьютерном рисунке не только типовые элементы графической информации, но и выразительные средства, и содержательное наполнение.

Программный инструментарий курса вместе с многообразием форм учебного процесса призван обеспечить исследовательскую и творческую его направленность. Дети учатся первым навыкам проведения, оформления и защиты научного исследования. Средствами редакторов информации, баз данных, издательских систем ученики проводят концерты, печатают стенгазеты, выпускают сборники сочинений, организуют вернисажи. Принцип дидактической спирали является одним из факторов структуризации в методике большинства предметных дисциплин: сначала изучение фундаментальных понятий на этапе начального образования, затем их последующее развитие в центральных классах средней школы, наконец, научное обобщение в старших (выпускных) классах. Та же спираль наблюдается и в курсе информационной культуры: сначала - простейшие исполнители непосредственного управления, затем - компьютер, выступающий в роли устройства, управляющего исполнителем, наконец, программные средства управления и информационные технологии.

Среди школьных предметов, примыкающих к курсу информационной культуры наиболее близко, следует безусловно назвать информатику. Соотношение этих дисциплин динамично: сосуществование двух курсов в течение ближайших нескольких лет может быть заменено единым курсом информационной культуры по мере окончательного внедрения всех модулей курса.

К моменту становления единого курса, школьник, который прошел через непрерывный 11-летний курс информационной культуры, будет способен сдать вступительные экзамены в вузы по информатике.


ОСНОВНЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

Учащиеся должны знать:

Учащиеся должны уметь:


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА И СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Уроки курса "Информационная культура" проводятся в каждом из 11 классов общеобразовательной средней школы. Курсу отводится 1 час в неделю (при проектировании курса имелся в виду региональный час; ныне для этой цели можно рекомендовать "муниципальный" час). Для занятий в кабинете информатики класс рекомендуется разбивать на две подгруппы для того чтобы обеспечить индивидуализацию практических занятий по курсу.

Модуль 3-4 реализуется в двух вариантах, определяемых принятой в конкретной школе структурой начального образования.

1-й класс

Компьютер - твой друг

Элементарное введение в практику общения с компьютером. Компьютер на уроках математики и русского языка. Простейшие тренажеры клавиатурного и мышиного интерфейса. Упражнения на прямой и обратный счет, состав числа и простейшую арифметику.

Компьютерные упражнения с программами систем Малыш, Путешествие в страну Букварию и Роботландия+.

Для модуля подготовлена книжка-раскраска для детей "Компьютер - твой друг", методическое пособие для учителя и сборник пользовательских инструкций к программам.

Первое знакомство с компьютером. Основные клавиши. Простое меню. Меню как универсальный механизм конечного выбора. Управление курсором с помощью мыши. Палитра - цветовое меню.

5 часов

Знакомство с буквой (компьютерные упражнения с учебными программами обучения родному языку). Буква как графический символ звука. Закрепление образа буквы. Символ: звук и буква. Значение и символ. Пиктограмма. Смыслообразующая роль буквы в слове.

6 часов

Число. Состав числа (прямая и обратная задачи). Прямой и обратный счет в пределах первого десятка. Прямой и обратный счет в пределах второго десятка. Арифметика первого десятка.

4 часа.

Подвижной алфавит как простейший текстовый редактор. Конструирование букв. Конструирование букв по заданному условию. Творческая работа с конструктором букв.

4 часа.

Прикладные математические задачи. Операции с геометрическими фигурами. Геометрическое конструирование. Арифметические операции с увеличенным числом операндов.

3 часа.

Прикладные лингвистические задачи. Составление слов из кассы букв. Слого-звуковой анализ слова. Слово - упорядоченное множество букв. Операции с текстовыми величинами.

4 часа.

Элементы комбинаторики при формировании слов из заданного набора букв. Анализ лексического значения слова. Рифма в стихотворных текстах. Композиция рассказа по сконструированной картинке. Слово как метка графического объекта. Символьный анализ слов. Решение кроссвордов. Грамматический разбор слов. Композиция компьютерных кроссвордов.

6 часов.

2-й класс

Компьютерная смекалка (множества, признаки и порядок).

Первые представления о множествах, подмножествах и элементах. Закономерности и порядок. Классификация и конструирование. Компьютер на уроках математики и русского языка.

Игры и упражнения на классификацию, тренировку памяти и конструирование, базирующиеся на программах пакетов Классификаторы и Малыш.

Для модуля подготовлен иллюстрированный задачник для детей "Компьютерная смекалка" с упражнениями на классификацию, анализ характеристических признаков множества, конструирование и тренировку памяти. В составе методического обеспечения - учительское пособие, в виде поурочных методических комментариев.

Повторение, прикладные математические задачи. Сложение и вычитание. Пропедевтика координат. Элементы компьютерного конструирования арифметических задач. Арифметика с конструируемым числом операндов.

4 часа.

Компьютер на уроке природоведения.

2 часа.

Обобщения понятия пиктограммы. Представление о пиктограмме в прикладных задачах.

3 часа.

Конечные множества. Соотношения множеств. Множество, элемент, характеристический признак множества. Соотношения множества и подмножества.

5 часов.

Закономерности в последовательностях. Цепочки закономерностей.

2 часа.

Тренировка памяти. Навыки запоминания информации в прикладных упражнениях.

3 часа.

Простейшие элементы пространственной ориентации. Аппликация как прием конструирования. Мозаика как прием конструирования. Задачи вариантного конструирования. Конструирование как коллективная задача.

7 часов.

Комбинаторика в задачах конструирования. Игра 15. Задачи конструирования с памятью. Логика и комбинаторика.

5 часов.

Самостоятельная работа.

1 час.

3-й класс (четырехлетнего начального образования)

Алгоритмы.

Алгоритмы вокруг нас. Алгоритмы и модели.

Рассматривается и подробно обсуждаются понятия команды и алгоритма. Упражнения с программами из разделов "Алгоритмические этюды" системы Роботландия+, пакетов Малыш и Считалка. Инструментарий компьютерных уроков математики.

Повторение. Задачи конструирования. Способ выделения активных объектов на экране.

1 час.

Строковый редактор. Расширение клавиатурных навыков. Специальные символы. Латинский регистр.

3 часа.

Первичное представление об алгоритме. Этапы решения задачи. Алгоритм и его команды. Компьютерная игра Баше. Оптимальный вариант игры Баше. Игра Угадайка. Задачи о взвешиваниях.

4 часа.

Развитие представлений об алгоритмах. Алгоритмы Ханойских башен. Простые задачи. Протокол и откатка. Буквенные обозначения алгоритмов. Представление о рекурсии.

3 часа.

Алгоритм перестановки шести шахматных коней. Представление о координатах. Алгоритм перестановки четырех шахматных коней. Закрепление понятия координат. Элементы редактирования. Алгоритмы переливания с помощью неградуированных сосудов.

4 часов.

Представление о стратегии в компьютерной игре. Компьютерные соревнования по Морскому бою.

2 часа.

Информация и виды ее представления. Хранение информации. Поиск информации. Двоичный поиск. Обработка информации. Информационные процессы. Кодирование информации.

Поход за информацией. Искажения информации, кодирование и шифрование. Относительность информационных процессов.

7 часов.

Задачи на движение. Обнаружение и вычисление закономерностей движения. Контрольная работа.

3 часа.

Компьютерное моделирование простейших экологических систем. Закрепление навыков работы с экологическими моделями.

2 часа.

Арифметические операции на компьютере. Компьютерные игры на сложения и вычитание. Арифметические операции на компьютере, стек и его элементы. Умножение многозначных чисел. Закрепление навыков умножения многозначных чисел. Контрольная работа.

4 часов.

4-й класс (четырехлетнего начального образования)

Компьютер помогает думать.

Понятие об исполнителях и способах управления. Распознавание закономерностей и исследование алгоритмов, метод "черного ящика".

Общая схема изучения исполнителей. Пропедевтика управляющих структур. Решение комбинаторных задач и конструирование исполнителей. Упражнения с программами из раздела "Исполнители" системы Роботландия+, пакетов Веселые картинки и Считалка.

Повторение. Арифметика компьютера. Модель стекового арифметического устройства компьютера. Простейшие операции на стеке. Элементы стека. Стековая арифметика. Решение задач из школьного курса арифметики на стековом устройстве. Арифметические выраж скобками в стековых операциях.

7 часов.

Понятие об исполнителе и его системе команд. Общая схема знакомства с исполнителем. Понятие среды исполнителя. Задачи Машиниста. Исполнители как модели. Прием проектирования алгоритмов "сверху-вниз".

6 часов.

Соотношение среды и исполнителя. Задача о развороте поезда.

2 часа.

Общая информационная схема компьютера. Пути информационных потоков. Представление о справочной системе. Программа Компьютер как простейшая информационная система.

2 часа.

Анализ простых алгоритмов. Понятие гипотезы. Расширение возможностей "черных ящиков". "Черные ящики" как модели. Турнир "черных ящиков". Коллективная игра в классе. Машинное конструирование алгоритмов для "черных ящиков". Динамические классификато сширение понятия "черного ящика".

5 часов.

Множество, подмножество, элемент. Классификация множества по характеристическому признаку.

3 часа.

Восстановление нарушенных закономерностей. Поиск и анализ цепочек закономерностей. Поиск закономерностей и тренировка памяти.

2 часа.

Представление об открытой программе. Конструирование комбинаторных задач. Прикладные задачи информационного конструирования.

2 часа.

Графические задачи информационного конструирования. Конструирование графических задач информационного конструирования. Различные средства информационного конструирования.

2 часа.

Контрольная работа.

1 час.

3-й класс (трехлетнего начального образования)

За мной, компьютер!

Учебник для третьего и четвертого класса выпускается под одной обложкой. Этот же учебник используется и в третьем классе трехлетнего начального образования.

Этапы решения задачи. Алгоритм и его команды. Алгоритмы Ханойских башен. Простые задачи. Протокол и откатка. Представление о рекурсии.

4 часа.

Алгоритм перестановки шести шахматных коней. Представление о координатах. Закрепление понятия о координатах. Элементы редактирования. Алгоритмы переливания с помощью неградуированных сосудов.

4 часа.

Информация и виды ее представления. Обработка информации. Игра Угадайка. Поиск информации. Двоичный поиск. Искажения информации, кодирование и шифрование. Относительность информационных процессов.

6 часов.

Модель стекового арифметического устройства компьютера. Простейшие операции на стеке. Стековая арифметика. Решение арифметических задач на стековом устройстве. Умножение многозначных чисел.

5 часов.

Понятие об исполнителе и его системе команд. Общая схема знакомства с исполнителем. Понятие среды исполнителя. Задачи Машиниста. Исполнители как модели. Прием проектирования "сверху-вниз".

3 часа.

Общая информационная схема компьютера. Пути информационных потоков. Представление о справочной системе.

1 час.

Представление о методе "черного ящика". Анализ простых алгоритмов. Понятие гипотезы. Расширение возможностей "черных ящиков". "Черные ящики" как модели. Анализ алгоритмов по методу "черного ящика". Турнир "черных ящиков".

3 часа.

Динамические классификаторы - расширение понятие "черного ящика". Классификация множества по характеристическому признаку.

2 часа.

Восстановление нарушенных закономерностей. Поиск и анализ цепочек закономерностей. Тренировка памяти.

2 часа.

Представление об открытой программе. Конструирование комбинаторных задач. Прикладные задачи информационного конструирования.

1 час.

Контрольная работа.

1 час.

5-й класс ("точка входа")

Программное и методическое обеспечение этого модуля рассчитаны на новичков в информатике, приступающих к систематическому изучению курса "Информационная культура".

Компьютер и слово.

Текстовый редактор: диктанты, сочинения, стенгазеты и книги. Рассматриваются механизмы обработки текстовой информации и возможные в школе приложения адаптированного текстового редактора как в рамках курса информационной культуры, так и на других предметах.

Для модуля подготовлена книга для чтения (для детей) "Компьютер и слово" на основе пакета программ Торт, а также методическое пособие и сборник пользовательских инструкций для учителя.

Меню, основные управляющие клавиши. Курсор.

1 час.

Лабиринтные задачи. Буквенно-цифровая клавиатура компьютера. Исправление ошибок в тексте. Замены и удаление. Вставка и смеси. Контрольная работа по исправлению ошибок текстового набора.

5 часов.

Диалог с компьютером.

1 час.

Перемещения курсора. Удаления и вставки символов и строк. Откатка. Операции со строками - разрезание, склейка.

2 часа.

Структура справочника в текстовом редакторе. Форматирование текста. Шаблон строки. Поиск по образцу. Контекстные замены Копирование информации.

5 часов.

Диски, файлы и имена. Основные правила формирования имен. Как сохранить текст на диске. Чтение и запись. Каталог. Групповые имена и маски имен.

5 часов.

Режимы учебного редактора. Машинный диктант. Редактор на уроке русского языка.

3 часа.

Прикладные задачи обработки текстовой информации. Печать текстов (визитная карточка). Переписка с друзьями (как оформить письмо). Дневник наблюдений (как рационально вести деловой дневник). Подготовка стенгазеты класса. Выпуск стенгазеты класса (продолжение). Текстовый редактор на уроке иностранного языка. Текстовый редактор на уроке математики.

6 часов.

Сочинение и издание книжки.

2 часа.

Подготовка заданий для тренажера Правилка. Другие виды редактирования. Редактор лабиринтных задач.

2 часа.

5 класс ("ординарный" модуль)

Программное и методическое обеспечение этого модуля ориентированы на учащихся, продолжающих свое информатическое образование, которое они начали в младших классах на уроках "Информационной культуры".

Компьютер и слово

Текстовая информация, ее роль в окружающем мире. Структура машиного представления текстовой информации. Файлы и документы. Учебные и профессиональные текстовые редакторы. Прикладные задачи обработки текстовой информации.

Повторение. Строковый редактор. Приемы корректировки ошибок клавиатурного набора. Тренажер Правилка. Закрепление навыков работы в строковых редакторах. Ветвящиеся тексты.

1 час

Текстовый редактор Микрон. Операции над символами и строками. Справочник. Копирование и перемещение информации.

2 часа.

Форматирование. Абзац. Шаблон абзаца. Управление форматированием.

1 час.

Файлы, документы, имена, каталоги. Хранение информации на внешних информационных носителях. Чтение и запись. Маска имени.

3 часа.

Свойства Микрона как учебного текстового редактора. Диктанты и грамматические упражнения. Меню заданий и его формирование.

3 часа.

Информационный поиск. Шаблон поиска. Контекстные замены. Распределение деятельности машины и человека в автматизированных поисковых системах.

2 часа.

Твердая копия документа. Принтер. Визитная карточка. Стенгазета.

2 часа.

Прикладные задачи текстовой обработки информации. Текстовый редактор на уроках русского и иностранного языка, математики, природоведения, информатики. Текстовый редактор - элемент открытых программных систем.

3 часа.

Работа с символами, словами и строками в Микромире. Операции над длинными строками. Основные характеристики текстового редактора Микромир. Алфавиты и регистры. Справочник Микромира.

1 час.

Движение по документу. Система внутренних каталогов. Способы открытия и закрытия документов.

1 час.

Расширенные возможности копирования и перемещения информации в Микромире. Представление о блоке, управление блоками.

2 часа.

Информационный поиск. Автоматизированные контекстные замены.

2 часа.

Одновременная обработка документов в разных окнах. Управление окнами.

2 часа.

Псевдографика в текстовом редакторе Микромир.

1 час

Арифметические возможности текстового редактора. Вызов программ.

1 час.

Обработка таблиц. Управление таблицами. Упорядочение строк. Арифметика в таблицах.

3 часа.

Управление печатью в Микромире. Шрифтовые выделения.

1 час.

Представление о макросах в Микромире. Программирование простых макросов.

2 часа.

Настройки текстового редактора. Внутренние настройки. Работа с программой-настройщиком.

1 час.

Два факультативных часа для школ, имеющих доступ к глобальным информационным сетям:

Значение текстовой информации в телекоммуникациях. Электронная почта. Подготовка сообщений. Кодировки, управление кодировками. Интернет. Поиск информации в глобальных сетях. Демонстрация.

1 час

Представление о странице Интернета. Средства создания и редактирования страниц. Демонстрация.

1 час

6-й класс

Компьютер - инструмент искусства

Графические редакторы, компьютерные вернисажи. Редактирование музыкальной информации.

Изучается пакет адаптированных графических редакторов с использованием их на уроках и во внеклассной работе.

Вводятся начальные сведения из музыкальной грамоты и редактирования музыкальной информации. Проведение выставок, турниров, концертов в школьном кабинете информатики.

Для модуля подготовлена книга для школьника в двух частях - по графическому и музыкальному редактированию, а также учительское методическое пособие.

Первая часть. Графические редакторы.

Простейшие операции с графической информацией. Кисть-курсор и палитра. Программа Маляр.

1 час.

Представление об инструментарии в графическом редакторе. Рисование в пакете Калейдоскоп. Симметрия в жизни и на экране. Приемы рисования симметричных рисунков.

2 часа.

Многообразие курсоров как форма инструментария. Управление Курсором в графическом конструкторе Раскрашка. Разновидности инструментов. Откатка и накатка. Штампы. Копирование и перемещение. Надписи. Координаты.

4 часа.

Дисковые операции в графическом редакторе. Понятие формата. Каталог. Вывод графической информации на принтер. Подготовка иллюстрированной стенгазеты.

3 часа.

Рисунок-программа. Редактирование рисунков-программ.

3 часа.

Структура экрана в графическом редакторе Художник. Палитра. Верхний и нижний цвет. Указатели. Инструментарий. Карандаш. Откатка, накатка, очистка. Инструменты Художника. Режимы. Прямоугольники. Овалы. Ластик. Лейка. Алгоритмы закраски и заливки. Надписи. Линза.

7 часов.

Кадр и автокадр. Копирование и перемещение.

2 часа.

Дисковые операции. Файловая система графического редактора. Типы файлов. Картинка, объект и фрагмент. Коллажи.

4 часа.

Вторая часть. Музыкальный редактор.

Музыка как форма представления информации. Ноты. Высота и длительность. Запись нот на нотном стане. Исполнение.

1 час.

Повторения и копирования. Редактирование музыкальной информации. Дисковые операции Шарманщика. Каталог мелодий.

2 час.

Повышения и понижения. Паузы. Точки. Размерность. Такт. Репризы. Текстовые надписи в музыкальном редакторе.

2 часа.

Концерт.

1 час.

7-й класс

Элементы программирования

Процедуры, параметры, рекурсии.

Исполнитель Кукарача. Непосредственное и программное управление. процедуры. Редактирование процедур. Управляющие структуры языка управления Кукарачей.

Алгоритмический язык КуМир. Управляющие и структуры языка. Переменная, имя, значения, Типы переменных. Представления о языковых системах программирования.

По модулю 7 готовится учебник для школьников в двух частях - элементы программного управления Кукарачей и введение в программирование на КуМире.

Программные средства этого модуля - программно-управляемый исполнитель Кукарача из Роботландии+ и языковая система КуМир.

Первая часть. Программы для Кукарачи.

Повторение: исполнители и связанные с ними понятия. Общая схема знакомства с исполнителем. Первое знакомство с Кукарачей. Система команд. Непосредственное управление исполнителем. Линейные задачи в командном режиме.

3 часа.

Программа. Программное управление исполнителем. Понятие процедура. Структура описания - имя, заголовок, тело, окончание. Вызов процедур. Вложенные вызовы процедур. Проектирование линейных программ. Редактирование процедур.

3 часа.

Управляющие структуры. Повторения в программах. Простой цикл. Проектирование программ с повторениями.

2 часа.

Перевернутые кубики. Ветвления в программах. Сокращенные формы команд ветвления. Отрицания в условиях. Условия со словами И и ИЛИ. Сложные ветвления. Второй тип повторения - цикл ПОКА. Упражнения. Решение задач Кукарачи.

4 часа.

Рекурсия и рекурсивные вызовы.

2 часа.

Дисковые операции Кукарачи. Чтение, запись, каталог. Среда и программа. Отношения Кукарачи и Микрона.

 

Вторая часть. Введение в программирование на Кумире.

Непосредственное управление роботом (повторение, роботы-исполнители КуМира). Системы команд и среда исполнителей.

1 час

Алгоритм и программа. Язык программирования. Программное управление роботом. Представление о структуре программы.

1 час

Вспомогательные алгоритмы. Роль вспомогательных алгоритмов в проектировании. Представление о технологии проектирования.

1 часа

Циклы. Виды циклических команд, циклы с фиксированным числом повторение с фиксированным числом повторений, циклы с управляющим условием.

2 часа

Условные команды, виды ветвлений. Виды условий, составные условия.

2 часа

Величины и их типы, имя и значение, описание.

1 часа

Переменная. Вычисления и присваивания

2 часа

Табличные величины. Актуальность табличных величин. Именование и индексирование. Операции с табличными величинами.

2 часа

Литерные величины в программах. Алгоритм и программа. Операции с литерными величинами.

1 часа

Отладка. Роль отладки в программировании. Организация деятельности программиста. Пошаговый режим выполнения.

2 часа

Единицы измерения информции. Кодирование информации, системы счисления, кодирование текста, представление информции в компьютере.

1 час

Языки и системы программирования, типы языков, многообразие языков, адекватность языка и предметной области. Представление о трансляции. Представление программы в компьютере, этапы программирования, автоматизация программирования

1 час

8-й класс

Информационные хранилища

Банки данных и электронные таблицы

Обсуждаются проблемы организации хранения и поиска информации. Понятие запроса и языка управления базами данных. Применение баз данных в учебной и внеклассной работе.

Что такое банк и безналичные деньги, что должно быть в информационной системе о домашней (школьной) библиотеке?

Приемы работы с электронными таблицами.

Для модуля написана книга для чтения по базам данных и электронным таблицам, а также методическое пособие для учителя.

Программа - план действий компьютера. Основы алгоритмического языка. Исполнители. Вспомогательные алгоритмы. Управляющие структуры: последовательность, ветвление и повторение.

5 часов.

Величины. Структуры данных. Операции со структурированными данными и их элементами.

2 часа.

Что такое база данных и для чего она нужна? Пример базы данных "Записная книжка". Создание и заполнение простой базы данных. Поиск информации в базе. Редактирование базы данных. Поиск по составным условиям. Многотабличные базы данных.

8 часов.

Представление об электронных таблицах. Формирование и заполнение таблиц. Выделения элементов таблиц. Работа с ячейками, строками и столбцами. Арифметические операции в электронных таблицах. Использование электронных таблиц в прикладных задачах.

8 часов.

Сортировка и поиск. Что такое сортировка? Простейшая сортировка. Методы сортировки. Как оценивать алгоритмы сортировки. Метод простых вставок. Метод Шелла. Быстрая сортировка. Распределенная сортировка. Сравнение методов сортировки.

7 часов.

9-й класс

Кодирование информации.

Информационные процессы в современном мире. Задачи хранения, передачи и обработки информации.

Средствами учебно-ориентированного языка (Е-язык) проводится обобщение изученных в течение курса фундаментальных понятий информатики. Способы представления информации и основы человеко-машинного интерфейса. Гипертексты. Основы компьютерных телекоммуникациий.

Программное обеспечение - система КуМир-93 и комплект гипертекстовых практикумов по темам уроков.

Компьютер - инструмент информационного общества. Компьютерные, информационные и программные системы. Основы алгоритмического языка (повторение): исполнители, алгоритмы, вспомогательные алгоритмы, управляющие структуры.

6 часов.

Величины. Числовые величины. Литерные величины Запись чисел в древности Славянская, римская и вавилонская системы.

4 часа.

Алгоритмы перевода в двоичную систему счисления. Общий алгоритм перевода в двоичную систему счисления. Системы счисления, родственные двоичной.

6 часов.

Геометрическое представление чисел. Механические вычислители.

3 часа.

Координаты. Нотная азбука. Кодирование бухгалтерской информации. Контрольная работа - конференция.

4 часа.

Что такое информация? Количество информации по Колмогорову.

2 часа.

Двоичное кодирование чисел и текста. Копирование изображения. Кодирование звуков, музыки и фильмов. Измерения информации. Упаковка и шифрование информации. Шифрование с открытым ключом. Структура памяти компьютера.

7 часов.

10-й класс

Информационные модели

Обзор информационных систем как инструмента решения задач в информационном обществе.

Рассматривается ряд прикладных информационных систем из разных предметных областей - бухгалтерская отчетность, протоколы коммуникаций в информационных сетях, модели документооборота в простых динамических системах.

Показаны прикладные учебные системы. Планимир - система информационного моделирования школьного курса геометрии.

Подготовлен и издан (изд-во "Дрофа") учебник для десятиклассников и пособие для учителя.

Двоичное кодирование информации (повторение)

2 часа.

Передача информации между людьми. Передача данных между компьютерами. Что такое "модем"? Практическая работа с сетью.

4 часа.

Понятие информационной модели. Простейшая модель и ее расширения. Конкурирующие расширения модели кинозала. Окончательная модель кинозала. Информационная модель транспортной сети.

6 часов.

Кодирование геометрической информации. Информационная модель обстановки на поле программного исполнителя Робот. Информационная модель рисунка на поле исполнителя Чертежник. Решение задач на построение информационных моделей.

6 часов.

"Записная книжка". Пример базы данных. Реализация адаптированного графического редактора. Раскладки клавиатур. Информационная модель в игре "Мудрый крот".

6 часов.

Возможности и общее назначение системы ПланиМир. Измерения, вычисления. Построения в системе ПланиМир. Решение задач на построение. Модель чертежа в ПланиМире. Команды исполнителя ПЛАНЕ. Вспомогательные алгоритмы, их создание.

7 часов.

Контрольная работа - конференция.

1 час.

11-й класс

Новые информационные технологии.

Программные оболочки. Издательские системы. Мультимедиа.

Дается представление о современных информационных технологиях. Упражнения по подготовке материалов в настольных издательских системах. Понятие о коммуникациях в локальных и глобальных информационных сетях. Обработка видео- и аудио-информации средс ультимедиа. Программные оболочки современных систем.

Информационный мир, место человека в мире. Эволюция ЭВМ от вычислителя к информационной машине. Современные информационные технологии. Средства информатики, информационные системы.

2 часа.

Проектирование взаимодействия человека с информационными системами. Метод проектов как средство формулирования задачи пользователя.

2 часа.

Практическое занятие по методу проектов.

2 часа.

Операционные системы, интерфейс. Локальные и глобальные базы данных, базы знаний, средства доставки информации, понятие о CD-ROMе.

4 часа.

Электронные энциклопедии как развитие баз данных, понятие гипертекста и гиперсвязей. Понятие навигации в информационных системах.

2 часа.

Практическая работа с системой гиперизображений и гипертекста.

2 часа.

Представление об экспертных системах. Подготовка базы знаний, заполнение оболочки экспертной системы. Проведение экспертизы, работа пользователя с экспертной системой.

2 часа.

Текст - универсальной средство обмена информацией, компьютер как эффективное средство работы с текстами. Настольная издательская система, основные особенности, задачи и операции. Подготовка текста с использованием настольной издательской системы.

4 часа.

Современный офис - информационные технологии в поддержку разнообразной человеческой деятельности. Аппаратные средства, обеспечивающие работу офис-систем. Технология мультимедиа. Аналоговые и цифровые системы представления информации. CD-ROM как с доставки систем мультимедиа. Виртуальная реальность как следующий шаг мультимедиа систем. Тренажеры.

4 часа.

Передача информации на небольшие расстояния. Локальные сети, их характеристики и возможности. Телекоммуникационные системы. Трафик, протоколы и программное обеспечение.

2 часа.

Знакомство с программой электронной почты BML. Подготовка и отправление электронной почты. Прием и обработка электронных писем.

2 часа.

Перспективы информатики. Проблемы выбора программно-аппаратной системы. Проблемы безопасности при работе со средствами информатики. Понятие интеллектуальной собственности и ее юридическая защита.

2 часа.

Обсуждение подготовленных проектов. Конференция школьников о возможностях современных информационных технологий.

2 часа.

В гостях у Е.Первина-ст.

Hosted by uCoz